- В дизельных двигателях специальной техники и грузовиков - сажевые фильтры
- В легковых автомобилях и небольшие грузовиках - трёхкомпонентные каталитические нейтрализаторы
Оба устройства являются частью системы нейтрализации отработавших газов (далее СНОГ). На сегодняшний день существует четыре основных типа таких систем:
EGR – Exhaust Gas Recirculation
Система рециркуляции отработавших газов. Применяется в дизельных двигателях тяжелой техники. Эта система сама по себе не предъявляет специфических требований к моторным маслам, но увеличивает на них сажевую нагрузку внутри самого двигателя.
TWC - Three-way catalic converter (Three-way catalyst).
Трехкомпонентный катализатор. Используется во всех видах техники. Эта система предъявляет специфические требования к моторным маслам.
SCR – SelectiveCatalyticReduction
Селективный катализатор отработавших газов (она же - система катализаторов оксида азота или избирательное каталитическое снижение). Как правило, совмещена с окислительным нейтрализатором и использует впрыск мочевины AdBlue. В результате химических реакций превращает опасные оксиды азота в безопасные воду и азот. Эта система также предъявляет специфические требования к моторным маслам. Используется как правило в дизельных двигателях тяжелой техники.
DPF – англ. Diesel particulate filter (франц. Filtre a Particules, FAP), (нем. RubPartikelFilterRPF).
Системы используются во всех видах техники, в различных комбинациях, иногда в одном корпусе. Они предъявляет специфические требования к моторным маслам.
Цитируем «Энциклопедию химмотологии»:
Совместимость моторных масел с катализаторами нейтрализации отработавших газов – эксплуатационное свойство, характеризующее способность моторных масел снижать эффективность катализаторов нейтрализации отработавших газов (от себя добавим и DPF). Определяется содержанием серы, фосфора и зольностью сульфатной.
Зольность – показатель качества, указывающий на наличие в нефтепродукте несгораемых веществ (от себя добавим, что это подтверждает очевидный факт, что зола – это именно то, что сгореть уже не может). Зольность сульфатная – остаток после карбонизации (атмосферного сжигания) испытуемого образца масла или присадки, обработанной серной кислотой и прокаленной до постоянной массы, указывающий на наличие в них несгораемого вещества и косвенно характеризующий содержание металлосодержащих присадок в основном в моторных маслах.
На что влияет наличие золы, серы и фосфора?
Зола забивает сажевый фильтр, в результате чего давление в системе двигатель-фильтр растет и резко падает КПД двигателя.
Ряд химических элементов (свинец, цинк и фосфор) являются ядами для катализаторов из благородных металлов. Наиболее сильным ядом является свинец, в присутствии которого катализатор теряет активность через несколько часов работы. Этим в частности объясняется отказ от этилированного бензина.
Что касается серы, то она также реагирует с платиной катализатора с образованием сульфида платины и это также снижает его эффективность. Но степень влияния серы именно из масла представляется ничтожной, по сравнению с серой из топлива.
Масла, в которых содержание серы, фосфора и сульфатной зольности понижено, получили название LOW SAPS (Low-Sulphated Ash, Phosphorus and Sulphur).
Остановимся на основных стандартах – API и ACEA.
LOWSAPS маслами являются масла категорий ACEA – C1 – C5 и E6, E9. В категориях API это масла SN и SNplus. Они приблизительно по содержанию золы, серы и фосфора соответствуют маслам ACEA – C2, C3, C5. Также это масла API категорий CJ-4 CK-4 FA-4 – и они точно соответствуют категории европейской E9 (E6 – более строгая по этим трем показателям). Эти масла совместимы со всеми СНОГ. Но некоторые системы очистки не применяются в тех видах двигателей для которых эти категории масел созданы.
Категории ACEA – E4 и E6 – маслами LOWSAPS не являются, но они тем не менее совместимы с некоторыми СНОГ.
Если отсутствует мануал на автомобиль, но известно какая на нем СНОГ, вы можете подобрать подходящее масло, а сравнив текущую стоимость масел, сможете принять решение – а нужна ли вам вообще эта система в текущей экономической ситуации?
1. LOWSAPS масла следует применять соответственно установленной на вашей технике СНОГ.
2. LOWSAPS масла, вследствие наложенных на них ограничений, имеют меньшее щелочное число (TBN). В результате этого, они обладают (по сравнению с маслами, у которые таких ограничений нет) меньшими моющими и диспергирующими свойствами, более склонны к образованию различных отложений.
3. Применять LowSAPS масла на технике, не оборудованной СНОГ, нецелесообразно, так как это может привести к снижению ресурса двигателя.