Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, отмечают, что "обсуждаются разные варианты, но наиболее реальный — 15 лет для автобусов, может, чуть больше для грузовиков". При этом, подчеркивают собеседники "Ъ", "ограничения будут вводиться поступательно", чтобы "не допустить резкого выбытия парка в регионах, где много старых автомобилей". По данным одного из источников "Ъ", сначала внесут ограничения в закон, но конкретные цифры утвердит правительство, "причем может быть установлена предельная дата, до которой можно эксплуатировать машины, предельный срок по которым истек".
Вице-президент группы ГАЗ (крупнейший производитель LCV в РФ) Елена Матвеева согласна, что новая норма должна вводиться "в совокупности с четкой формулой выбытия старого парка, а наибольший результат это даст при дополнительных мерах по обновлению парка, например при долгосрочной госпрограмме утилизации автомобилей и стимулировании перехода на газомоторы". Исполнительный директор НП "Объединение автопроизводителей России" Игорь Коровкин полагает, что поправки коснутся только маршрутных автобусов и грузовиков, перевозящих опасные грузы. "Скорее всего, это будет касаться машин старше 15-17 лет и тех, у кого исчерпан ресурс по пробегу",— продолжает он. Эксперт считает, что обновление парка не может быть проведено резко, иначе много людей могут потерять работу.
По данным группы ГАЗ и "Автостата", российский парк коммерческого транспорта достаточно старый: 46% автобусов старше 15 лет, 57% грузовиков старше 20 лет, возраст 34% LCV — 10-20 лет. В целом в России около 400 тыс. автобусов, из них 22% — шести-десяти лет, 12% — 11-15 лет и только 20% — до пяти лет. Парк LCV составляет 3,8 млн машин, из которых 21,7% старше 20 лет, 26,4% — пять-десять лет и 17,4% — до пяти лет. Российский парк тяжелых грузовиков насчитывает около 3,7 млн автомобилей, 16,5% из которых 10-20 лет, 14,4% — пять-десять лет и 11,3% — до пяти лет.
Идея принудительного обновления парка обсуждается давно. В сентябре 2013 года Алексей Рахманов, на тот момент замглавы Минпромторга, предлагал ограничить эксплуатацию коммерческого транспорта 7-15 годами. Источники "Ъ" на рынке отмечают, что к идее ограничений вернулись как к одной из мер поддержки российского авторынка, падающего уже больше года. По данным "Автостата", объемы продаж грузовиков за восемь месяцев 2014 года сократились на 17,5%, до 59,3 тыс. машин, LCV — на 21%, до 84,4 тыс. машин. Рынок автобусов за первое полугодие упал на 37%, до 3,6 тыс. машин.
Но ограничение сроков эксплуатации ударит по многим владельцам коммерческих автомобилей. Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству, лидер движения "Автомобильная Россия" Вячеслав Лысаков считает, что "как минимум нужно будет обозначить переходный период, например до 2020 года, чтобы люди успели продать старые машины". Глава межрегионального профсоюза "Дальнобойщик" Валерий Войтко назвал идею Минпромторга "искусственным стимулированием спроса". "Европа пришла к этому с помощью введения экологических норм, которые обновляются каждые три-четыре года",— отмечает он. "Парк обновлять надо, но другими методами, например постепенным повышением стоимости ОСАГО для пожилого транспорта",— заключает глава профсоюза.